Статья 7416

Название статьи

СУМЕРКИ БОГОВ В ДРАМЕ Л. А. МЕЯ «СЕРВИЛИЯ»                      

Авторы

Полуяхтова Инна Константиновна, доктор филологических наук, профессор, кафедра зарубежной литературы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 37), kafzl@yandex.ru

Индекс УДК

821.131.1

DOI

10.21685/2072-3024-2016-4-7

Аннотация

Актуальность и цели. В статье рассматривается тема «исторического рока» и монархической власти в драме Л. А. Мея «Сервилия». Цель работы заключается в анализе идейного замысла драмы «Сервилия» – наименее исследованного произведения Л. А. Мея. Актуальность исследования связана с необходимостью переоценки в новой социокультурной ситуации явлений классической литературы.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе рассмотрения и критического анализа концепций известных отечественных и зарубежных исследователей. Методологическая база основана на использовании биографического, сравнительно-исторического, культурно-исторического методов исследования.
Результаты. В статье показано, что драма «Сервилия» с ее древнеримским антуражем существует в творчестве Л. А. Мея рядом с переводом «Гимна Гарибальди», что определяет единство и контраст в восприятии автора древней и современной истории Италии. Выявлено, что характер главной героини Сервилии основан на романтическом контрасте. Этот характер не лишен психологизма: человек впервые сталкивается с несправедливостью и подлостью и ищет защиты у неведомого бога. Сервилия приобщается к героическому, но это чудо духовного героизма.
Выводы. Делаются выводы о том, что драма насыщена реалиями древнеримского быта, за счет чего утратила сценичность и стала историко-бытовой драмой. Основным является социально-исторический конфликт, включающий философскую коллизию – рождение нового мировоззрения (христианского), предвещающего гибель языческих богов. Формирование новой нравственной идеи в основе драмы Мея – не только осуждение тиранической власти, но и противостояние артистического эпикуреизма с идеей жертвенного служения гуманности. В современной Италии русский поэт видел то духовное воскрешение, которого ждала итальянская история. Тут выражено и новое мировосприятие, новое в истории народа, и вместе с тем обновление личности.

Ключевые слова

Л. А. Мей, историко-бытовая драма, философская коллизия, исторический рок, древнеримский антураж, история Италии

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Прохоров, Е. И. Драмы Л. А. Мея / Е. И. Прохоров // Драмы / Л. А. Мей. Драматические поэмы / А. Майков. – М. : Искусство, 1961. – С. 7–26.
2. Драмы / Л. А. Мей. Драматические поэмы / А. Майков. – М. : Искусство, 1961. –533 с.
3. Шарыпина, Т. А. К проблеме сценической рецепции сюжета о Медее на рубеже XXI века (Том Ланой «Мама Медея») / Т. А. Шарыпина // EXPERIMENTA LUCIFERA : сб. материалов III Поволжского науч.-метод. семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. – Нижний Новгород : Изд-во Нижегор. ун-та, 2005. – С. 92–96.
4. Геббель, Ф. Нибелунги / Ф. Геббель // Избранное : в 2 т. – М. : Искусство, 1978. – Т. 2. – 671 с.
5. Меньщикова, М. К. Поэтика трагедии Фридриха Геббеля «Нибелунги» (Специфика конфликта и система образов) : дис. … канд. филол. наук / Меньщикова М. К. – Нижний Новгород, 2006. – 191 с.
6. Залесская, М. К. Вагнер / М. К. Залесская. – М. : Молодая гвардия, 2011. – 397 с.
7. Потапова, З. М. Русско-итальянские литературные связи. Вторая половина XIX века / З. М. Потапова. – М. : Наука, 1973. – 288 с.
8. Меркантини, Л. Итальянский национальный гимн / Л. Меркантини ; пер. Л. Мея // Итальянская поэзия в русских переводах / сост. Р. Дубровкин. – М. : Радуга, 1992. – 815 с.
9. Mercantini, L. Inno di Garibaldi / L. Mercantini. – URL: http://a-pesni.org/nations/ innogaribaldi.htm (дата обращения: 08.08.2016).

 

Дата создания: 27.12.2016 13:35
Дата обновления: 11.04.2017 13:33